Обслуживание барабанов на примере втулки Shimano
А нужно ли вообще обслуживать барабан задней втулки? Давайте разбираться.
В данной статье мы будем разбираться на классической задней втулке Shimano с насыпными подшипниками.
Сама фирма Shimano во всех своих мануалах говорит, что если у вас что то случилось с барабаном, то просто меняйте его на новый. А что собственно может случится с барабаном?
- От времени смазка вымывается и появляется гул или собачки начинают издавать не характерный звук, более металлический
- Появляется люфт барабана и из-за этого на трансмиссиях от 10 скоростей и выше, могут появиться проблемы с переключением
- Могут лопнуть собачки или развалиться подшипник
Вот основные причины по замене барабана. Поэтому если у вашей втулки есть характерные признаки - эта статья будет для вас актуальной.
Для того, чтобы снять барабан со втулки, вам потребуется шестигранник на 10 мм или встречаются втулки, где нужен на 12 мм. Выглядит это следующим образом:
Крепится барабан на втулке с помощью цилиндрического болта. Откручивается против часовой стрелки. На таких втулках как FH-M3050 / RM33 / RM35 / UR600 - момент затяжки 35-50 Nm (используется 10 мм шестигранник), а на втулках FH-MT200 / TX505 / TY505 - 147-200 Nm (используется 12 мм шестигранник), имейте это ввиду!
Подбирается барабан по артикулу, бывает, что один и тот же барабан может встретиться на нескольких разных втулках. Смотрите мануалы Shimano - там вся доступная информация находится в свободном доступе. Вот как бывает грязно внутри:
Этот узел не любит когда его заливают на мойках высокого обслуживания, банально вымывается смазка, поэтому аккуратно моем барабан. Выглядит барабан в разборе вот так:
Для того, чтобы барабан разобрать, те снять корпус. Вам нужно открутить конус, у него есть 2 засечки и это как раз для разбора. Так как Shimano не предполагает, что вы будете его разбирать, поэтому и ключ для этих целей не сделала. Мы для разбора барабана задней втулки - используем съемник Xcycle. Выглядит это все вот так:
После того как вы открутите конус и начнете снимать корпус, есть вероятность, что шарики у вас разлетятся во все стороны - поэтому лучше подложить под барабан что-нибудь. Допускается использовать шарики, если на них нет следов износа или выработки. Они располагаются в два ряда по 25 шт. Для того, чтобы убрать тот самый люфт, про которым мы говорили в начале - вам нужно убрать одно регулировочное кольцо. Они специально сделаны разной толщины - чтобы подобрать необходимую толщину колец, чтобы не перетягивался барабан и чтобы люфта не было. Здесь вам поможет только опыт и удача, иногда приходится по несколько раз собрать и разобрать.
Подведем итог. В целом эта процедура не сложная, она больше грязная и есть вероятность потерять пару шариков. Часто в барабан залазить тоже нет смысла, практика показывает, что если не мыть струей воды и не плавать с велосипедом, а использовать его классически, то пробег барабана достаточно большой. Следите по характерным признакам и ваша втулка и барабан прослужит долго.